СравниБанк. Сравни сложное — просто!
Выбери лучшие условия по кредитам, депозитам, банковским картам, денежным переводам



Выехать на тракторе: Как развивался рынок лизинга в прошлом году

Выехать на тракторе: Как развивался рынок лизинга в прошлом годуДля рынка лизинга прошлый год стал годом простоя. Компании не спешили наращивать портфели, предпочитая работать с проверенными клиентами, однако в этом году у рынка появилась надежда на скорое восстановление. По данным Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), в первой половине 2016 года лизингодатели заключили договоров на 4 млрд грн, тогда как за аналогичный период прошлого года — на 3,2 млрд грн.

Правда, этот рост вполне может быть прыжком дохлой кошки, ведь по сравнению с дореволюционными показателями рынок лизинга по-прежнему в глубоком минусе. Для сравнения: общая стоимость действующих договоров за первые три квартала 2013 года составила 68,2 млрд грн, за аналогичный период 2016-го — всего 23,6 млрд грн. Лизинговые компании все это время сокращали свое присутствие и не спешили заключать новые договоры, продолжая работать по старым.

Отскочили от дна

Одна из причин роста — повышение спроса на сам объект лизинга. Например, в 2016 году был зафиксирован рост продаж автомобилей, и рынок лизинга это почувствовал. “Для рынка лизинга 2016 год оказался достаточно удачным: объем продаж вырос на 40% по сравнению с 2015-м, общая стоимость профинансированных предметов лизинга составила 4,5 млрд грн. И это только на октябрь этого года”, — отметили в компании “Украинский лизинговый фонд”.

По мнению экспертов компании, такая положительная динамика, с одной стороны, объясняется ростом общих продаж автомобилей (за январь-октябрь 2015-2016 годов прирост составил 38%), с другой — активизацией игроков лизингового рынка, в том числе в части кобрендинговых программ с дилерами и импортерами. Немаловажным фактом является рост проникновения лизинговых продаж в общие продажи автомобилей: из 54 тыс. проданных авто около 6,3% составляют продажи в лизинг.

Кроме того, в компании отметили прирост объемов финансирования сельскохозяйственного сектора, который на данный момент является одним из основных движущих факторов развития рынка лизинга в целом. Это второй по значимости сектор для рынка, доля которого достигает 27%, объем за первую половину 2016-го — 6,7 млрд грн. Первой по значимости остается транспортная отрасль, на которую приходится 32% от всего объема договоров, или 7,9 млрд грн.

Финансовый лизинг и аренда автомобилей

Финансовый лизинг и аренда автомобилей

Дают, но ненадолго

Характерной особенностью этого года стало сокращение сроков договоров лизинга. Стоимость договоров на 5-10 лет по сравнению с серединой 2015 года сократилась на 47,5%, до 5,7 млрд грн. Стоимость договоров на срок более 10 лет уменьшилась на 20%, до 1 млрд грн. Самая весомая группа лизинговых договоров (2-5 лет) сократилась на 70,1% и теперь составляет 12,1 млрд грн. Заметный прирост состоялся лишь по группе краткосрочных договоров (1-2 года): объем таких контрактов возрос на 97,2% и достиг 5,9 млрд грн.

По словам Сергея Васькова, управляющего партнера “ЭСКА Капитал”, главный тренд 2016 года — рост лизинга вопреки ухудшению налогового законодательства. “Появилось несколько новых активных игроков, таких как “ТЕКОМ-лизинг” и “Альфа-Лизинг”. Возобновил финансирование “ОТП-Лизинг”. Со стороны клиентов присутствует стабильный спрос на лизинговые программы, особенно в условиях, когда банки так и не возобновили активное кредитование”, — отмечает Васьков.

Неудобный НДС

Говоря о “неудобном налоговом законодательстве”, лизингодатели, прежде всего, имеют в виду изменения в Налоговый кодекс по части налога на добавленную стоимость. 1 января 2015 года были внесены изменения в Налоговый кодекс, которые ввели в действие электронное администрирование НДС.

Новая система полностью исключила возможность лизингодателей включать сумму НДС в налоговый кредит в случае отбора техники у лизингополучателей, которые допустили неплатежи по договору. По оценкам Украинского объединения лизингодателей, потери лизинговых компаний по НДС с начала 2015 года составляют почти 100 млн грн.

Ужесточение условий финансирования вылилось в значительное увеличение авансов (с 20-30% до 40-50%), куда закладываются риски потери НДС при возврате техники от неплатежеспособных заемщиков. Кроме того, лизинговые компании стали выдвигать более жесткие требования к клиентам относительно финансовых показателей. Предприятиям со слабыми финансовыми показателями или новым компаниям крайне трудно получить средства даже на ликвидное имущество. По словам Васькова, работа в этом направлении ведется уже больше года, но результат пока не виден.

Еще одна проблема с НДС связана с приобретением лизинговыми компаниями б/у автомобилей. “Источником авто с пробегом в большинстве случаев являются физические лица, которые не являются плательщиками НДС. Покупая у них машину и передавая ее в лизинг, лизинговая компания должна платить НДС за всю стоимость. Но экономически справедливо было бы оплачивать НДС с разницы в цене. Внесение таких изменений мы пытаемся лоббировать совместно с Украинской ассоциацией лизингодателей”, — отметили в Украинском лизинговом фонде.

… и другие сложности

Другая проблема рынка, за которую ломают копья лизингодатели, связана с правилами регистрации транспорта. “В результате непродуманной реформы юрлица, в том числе лизинговые компании, столкнулись с существенным усложнением регистрации транспортных средств. Это привело к серьезным осложнениям для финансирования техники, которая покупается в других городах”, — говорит Сергей Васьков.

По словам члена Нацкомфинуслуг Александра Залетова, одной из преград на пути развития рынка финансового лизинга являются противоречия в законодательстве. Правовое регулирование отношений лизинга содержится в Гражданском кодексе и законе “О финансовом лизинге”. При этом некоторые нормы Хозяйственного кодекса противоречат названным законодательным актам.

Аренда спецтехники

Аренда спецтехники

С законом порешают

Нацкомфинуслуг и Ассоциация лизингодателей Украины разработали законопроект, который, как предполагается, закроет сразу несколько проблемных вопросов. Документ предусматривает создание одинаковых конкурентных условий для различных секторов рынка, совершенствование механизмов осуществления операций финансового лизинга, а также создание необходимых условий для привлечения через механизм лизинга инвестиций в обновление основных фондов предприятий украинской экономики.

“Законопроект предусматривает ужесточение регулирования лизинговой деятельности, что положительно повлияет на возможность выполнения лизинговыми компаниями обязательств по долгосрочным договорам финансирования и обеспечит защиту потребителей лизинговых услуг”, — отметили в Нацкомфинуслуг.

Кроме того, в “ЭСКА Капитал” выразили надежду, что в будущем году заработает институт частных исполнителей, что позволит усилить защиту прав лизингодателей в части возврата техники от неплатежеспособных заемщиков.

Ждут роста

Участники рынка лизинга смотрят в будущее с оптимизмом. Почти все выразили уверенность в том, что в 2017 году рынок покажет рост. “Конечно, на рынок будут сильно влиять валютная и политическая стабильность, урожай и цены на зерно, но в целом можно утверждать, что рынок будет расти. Думаю, основные игроки продемонстрируют минимум 30%-ный рост портфеля по новым сделкам”, — считает Васьков.

В Украинском лизинговом фонде до конца этого года общий объем продаж на рынке автотранспорта прогнозируют на уровне 65 тыс. единиц, из которых свыше 4 тыс. — лизинговые сделки. “При положительной экономической ситуации и относительной стабильности курса валют прогнозируем рост автопродаж в 2017 году на 20%, что составит около 78 тыс. ед. При этом объем продаж лизинговых услуг будет на уровне 5 тыс. авто”, — отмечают в компании.

delo.ua  Дата публикации новости 11:37 | 02 Март 2017

Комментарии

Добавить комментарий

Введите слово, изображенное на картинке
 

Средний курс валют на 19.09.2017

Валюта Покупка Продажа НБУ
USD 26,03   26,28     26,1807  
 
EUR 30,99   31,54     31,2807  
 
RUB 0,41   0,46     0,4543  
 
Смотреть наличные курсы, курсы НБУ

Подписка на новости

Получать новости от партнеров