СравниБанк. Сравни сложное — просто!
Выбери лучшие условия по кредитам, депозитам, банковским картам, денежным переводам



ПриватБанк заблокировал операции на 880 млн грн

ПриватБанк заблокировал операции на 880 млн грнС начала 2019 года служба финансового мониторинга ПриватБанка предотвратила проведение сомнительных операций на сумму 880 млн грн. Как сообщила Delo.ua пресс-служба банка, с начала 2019 года банком внедрена автоматизированная система предупреждения сомнительных операций, которая позволяет существенно минимизировать человеческий фактор и оперативно реагировать, в режиме онлайн, на попытки клиентов осуществлять операции, не соответствующие их профилю и информации о них, которой располагает банк. По сравнению с тем же периодом 2018 года, когда процедура финансового мониторинга проводилась выборочно и в ручном режиме, объем предотвращенных операций по отмыванию средств вырос в несколько раз.

Как контролируют банки
Система финмониторинга в Украине многоступенчатая. Государственная служба финансового мониторинга (Госфинмониторинг) руководит процессом, направляет его и сама проводит проверки. Отраслевые регуляторы мониторят свои сферы (НБУ, например, контролирует банки). Операторы рынков (банки и др.) контролируют операции своих клиентов. За нарушения банки наказывают письменными предупреждениями, штрафами и увольнениями руководителей. К примеру, в прошлом году по требованию НБУ были освобождены от должностей главы правлений “Банка инвестиций и сбережений”, Таскомбанка и “Украинского капитала”.

В феврале этого года на Мегабанк был наложен штраф 6,2 млн грн за осуществление рискованной деятельности в сфере финмониторинга и не выявление публичных деятелей. Банк “Земельный капитал” получил предупреждение. Мегабанк оспорил это решение в суде. Нацбанк опубликовал детализированные основания для принятия им решения в отношении этого банка и включился в судебную тяжбу.

Юристам НБУ не привыкать к такой работе — практически все случаи принятия серьезных санкций банками оспариваются, и тяжбы длятся долго. Так Шестой апелляционный административный суд 19 марта 2019 года удовлетворил жалобу Национального банка и отменил решение суда низшей инстанции от 26 ноября 2018 года по иску руководителя Финэксбанка, который был временно отстранен от должности еще в сентябре 2016 года.

В феврале этого года Национальный банк сообщил, что при содействии МВФ сосредоточится на осуществлении надзора за банками в сфере финансового мониторинга. “С учетом ограниченности трудовых, временных и технических ресурсов, а также для избежания неоправданного использования этих ресурсов, Нацбанк сосредоточивает свои усилия непосредственно на осуществлении надзора за банками в сфере финансового мониторинга”, — заявил директор департамента финансового мониторинга НБУ Игорь Береза.

Что может измениться для клиентов банков

Санкции к банкам за нарушения в сфере финмониторинга достаточно серьезные, чтобы сознательно идти на риск нарушений. Иная ситуация в отношении клиентов банков. Эксперты специального комитета экспертов Совета Европы по взаимной оценке мер противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма MONEYVAL в прошлом году оценили ситуацию в Украине и пришли к выводу, что санкции к клиентам банков недостаточны. “Среди рекомендаций экспертов была констатация факта, что меры влияния к банкам являются достаточными и строгими, тогда как к физлицам — нет, поскольку к ним не применяются штрафы”, — отмечал Игорь Береза. Но дополнительные санкции к клиентам банков, скорее всего, будут введены параллельно с повышением порога сумм, подпадающих под финансовый мониторинг.

Поднять лимит неконтролируемых операций давно предлагал НБУ. Эта мера в итоге включена в правительственный законопроект № 9417 от 19 декабря 2018 года.

Среди предлагаемых им мер:

- упрощение доступа населения к финансовым услугам путем изменения процедуры идентификации и верификации таким образом, чтобы, например, устанавливать деловые отношения дистанционно;

- упрощение отчетности о финоперациях, в частности, увеличение суммы финансовых операций, подлежащих обязательному мониторингу (со 150 тыс. до 300 тыс. грн), с одновременным уменьшением количества признаков таких финансовых операций (с 17 до 4);

- автоматизация процесса предоставления информации и уменьшение периодичности информирования;

- возможность использования информации об идентификации и верификации клиентов, полученной от других субъектов первичного финмониторинга;

- фокусирование ресурсов контроля на зонах повышенного риска, а не на операциях рядовых граждан и реального сектора экономики;

- детализация механизмов замораживания активов и остановки финансовых операций, усиление требований к раскрытию конечных бенефициаров компаний, ужесточение санкций за нарушение этих требований;

- установление обязанности для платежных систем сопровождать денежные переводы информацией о плательщике и получателе перевода;

- создание Государственного реестра национальных публичных деятелей и членов их семей.

Профильный комитет Верховной Рады рекомендовал принять этот законопроект за основу, но на рассмотрение в сессионный зал он пока не выносился.

delo.ua  Дата публикации новости 09:46 | 27 Март 2019
Темы:

Комментарии

Добавить комментарий

Введите слово, изображенное на картинке
 

Средний курс валют на 13.12.2019

Валюта Покупка Продажа НБУ
USD 23,33   23,61     23,5633  
 
EUR 25,90   26,35     26,2424  
 
RUB 0,34   0,38     0,3727  
 
Смотреть наличные курсы, курсы НБУ

Подписка на новости

Получать новости от партнеров