СравниБанк. Сравни сложное — просто!
Выбери лучшие условия по кредитам, депозитам, банковским картам, денежным переводам



Обязательное декларирование: что ждет украинцев

Обязательное декларирование: что ждет украинцев29 июня в профильном комитете Верховной рады рассказали, что для утверждения в Украине обязательного декларирования доходов физлиц все готово. Соответствующий законопроект доработан и в скором времени будет зарегистрирован и подан на рассмотрение депутатов.

Последние сообщения профильного комитета по налоговой и таможенной политике о, наконец-то, готовности как к декларированию, так и к борьбе с офшорами – а точнее, к передаче свежеиспеченных законопроектов в парламент – свидетельствуют о том, что какая-то договоренность достигнута, считает Ярослав Абрамов, юрист ЮК Prove Group.

Все логично

«Помните: кампания по декларированию доходов физлиц 201… года началась», – такое объявление появляется весной каждого года, причем в последнее время за ним следуют все более эмоциональные сообщения от ГФС в СМИ на тему «гражданин, а ты ведь уже заплатил?». Жить становится как-то неуютно на фоне постоянного парламентского запугивания физлиц с любым уровнем дохода перспективой введения то налога на богатство, то налога на пенсии, то всеобщего нулевого декларирования, а то и некой налоговой амнистии, или даже, как недавно заявил Антикризисный совет общественных организаций, «эстонской модели».

Вдобавок ссылка Нины Южаниной на отсутствие диалога «с прошлым правительством» и согласование с Минфином не особо вяжется с отсутствием какого-либо проекта в открытом доступе – хоть на странице комитета, хоть в Минфине.

«Проект закона готов. Его надо принять до конца текущей сессии, потому что период декларирования – четвертый квартал 2016 года» – логика впечатляет. Законопроект нужно срочно принять, потому что уже пора декларировать. Вариант «не принимать» – не рассматривается, а норма п.4.1.9 ст.4 НКУ о недопустимости внесения изменений в систему налогообложения позднее, чем за шесть месяцев до начала бюджетного периода, почему-то опять забыта, несмотря на скандал с транспортным налогом.

Декларированию – быть

Чего можно ждать по сути (при условии публикации проекта раньше конца июля)? Очевидно, как минимум одноразового декларирования доходов и активов в сумме свыше 1 млн гривен с перспективой превращения этой процедуры в обязательную и периодическую. В таких условиях уже не имеет практического значения, как назвать это новшество – амнистией, нулевой декларацией или одноразовым мониторингом.

Первой клиентской реакцией были два вопроса: затронет ли декларирование иностранные активы (с понятным акцентом на уникальное отечественное валютное законодательство) и будет ли необходимо декларирование для доходов свыше 1 млн гривен, полученных от субъектов, которые выполняют роль налогового агента (поступления в виде зарплаты, премий, дивидендов).

Будет ли декларирование добровольным, смогут ли граждане выбирать – показывать все или только часть, подпадут ли под «амнистию» все резиденты Украины, независимо от гражданства? Слишком часто звучат заявления о необходимости предоставить госорганам всю информацию об активах в Украине и за ее пределами, а также создать условия для налогообложения всех доходов на территории Украины, и даже бороться за всеобщее «счастье» платить налоги.

Очевидно, что ГФС будет стремиться выявить не задекларированные активы любыми способами, прямыми и косвенными: сравнивая расходы и позднейшие декларации с «нулевой» информацией, а также опрашивая плательщиков относительно причин расхождения с информацией фискального ведомства. Но основным препятствием могут стать традиционные проблемы квалификации исполнителей и коррупции, из-за которых наиболее интересные плательщики вряд ли «попадутся». Да и переходный период перед введением постоянного обязательного декларирования никто из профессионалов своего дела впустую не потратит. Благо, пока еще не все гайки в системе обмена налоговой информацией закручены до конца.

Готовность к декларированию субъектов очевидна из шума, поднимающегося в ответ на любую попытку ввести «обнуление» с амнистией активов. А ведь таких попыток за последние полгода была не одна: можно вспомнить проект Тимошенко и Ко «Про податковий суверенітет України та офшорні компанії» №4380 от 12.04.2016 года, который в июне получил рекомендации профильного комитета, но все еще «обрабатывается», или проект «Закону про внесення змін до Податкового кодексу України щодо запобігання розмиванню бази оподаткування та перенесенню прибутку в офшорні зони» авторства Юрия Воропаева и Натальи Королевской №4636 от 11.05.2016 года, который с мая обсуждается в комитете без особых подвижек.

Нельзя забывать и о проекте Александра Кирша №3661 от 17.12.2015 года, рассмотрение которого откладывается с мая месяца – понятно, почему. А ведь этот проект об обязательном декларировании как всех собственных доходов с активами (включительно с недвижимостью, транспортными средствами, ценными бумагами и наличностью), так и расходов также предполагает «точку отсчета» для фискальных органов, на которую в следующем году будет ориентироваться ГФС при определении необходимости задать вопрос о происхождении «несметных» богатств (включая и такие банальные вещи, как зарплата) и источнике расходов. И цена выявленного расхождения – доначисление обязательства по НДФЛ на уровне 21% плюс 22% ЕСВ.

...но в каком виде?

Несмотря на жесткую критику со стороны профильного комитета (обвинения в неконкретности, декларативности, отсутствии санкций, неполном использовании косвенных методов), предлагаемая «минфиновская» модель, похоже, отличается только в деталях. Точно так же предлагается единая ставка для декларирования активов без объяснения происхождения, причем активы включают как украинское имущество, так и зарубежные объекты – те же «контролируемые компании» (хотя, опять же, текст законопроекта, касающегося определения этих самых контролируемых компаний, равно как и иных объектов и инструментов налогового планирования, пока, очевидно, считается ненужным), – только ставка не 21%, как в проекте Луценко, а 5% от суммы с освобождением от уплаты НДФЛ. Да и три месяца в конце года для подачи декларации впопыхах и в условиях, когда и ГФС не готова, и праздники с каникулами на носу – очевидно оптимальный и продуманный период.

Точно так же, только уже с 2017 года, декларирование станет обязательным, а фискальные органы получат право сверять расходы с доходами (каким именно будет порог отклонения, пока неизвестно), причем, глобально – в перспективе, с использованием инструментов обмена информацией и раскрытия бенефициаров иностранных компаний. Такие же точно ссылки на обязательность «косвенных методов» и привлечение к ответственности как за превышение уровня расходов над суммой задекларированных расходов (с доначислением обязательств), так и за нарушение валютного и инвестиционного законодательства.

Насколько при этом в ГФС захотят перепроверить декларацию или источники средств, насколько будут учитывать публично доступную информацию, например, о регистрируемых сделках (свыше заявленного предела в 150 000 гривен), а также будет ли перечень «косвенных» методов установлен одновременно с определением правил декларирования – при отсутствии текста понять сложно.

Что окажется в обещанном тексте (или текстах), станет ясно уже скоро, недели через две, а там как получится. В любом случае, спешка комитета, помимо пропущенных сроков, явно имеет другие причины, гораздо более фискальные, а может, даже и не украинского роду-племени.

forbes.net.ua  Дата публикации новости 08:13 | 07 Июль 2016

Комментарии

Добавить комментарий

Введите слово, изображенное на картинке
 

Средний курс валют на 08.12.2016

Валюта Покупка Продажа НБУ
USD 26,34   26,90     26,0201  
 
EUR 28,10   28,93     27,9196  
 
RUB 0,38   0,42     0,4071  
 
Смотреть наличные курсы, курсы НБУ

Подписка на новости

Получать новости от партнеров